Возврат в Сказки

Былины. Сказки. Древнерусские повести

(Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Москва. “Детская литература” 1989)

Былины 

Глава шестая

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

 

На пиру у Владимира возник конфликт между Алешей Поповичем из Ростова и Тугарином, и сговорились о поединке. Но... Вот момент:

“В те поры князья и бояра

Скочили на резвы ноги

И все за Тугарина поруки держат:

Князья кладут по сто рублей,

Бояре по пятьдесят, крестьне по пяти рублей;

Тут же случилися гости купеческие —

Три корабля свои подписывают

Под Тугарина Змеевича,

Всякие товары заморские,

Которы стоят на быстром Днепре.

А за Алешу подписывал владыка черниговский.” 

Застава за сражающегося. Древняя магичекая процедура, ибо заставленные ценности укрепляют Силу того, на кого они поставлены(!). Отсюда неумирающая традиция делать ставки.

Пример: Много Ставок за Тугарина и одна ставка за Поповича. Но, тем не менее, Попович побеждает Тугарина.

Каким образом? — Хитростью.

“Говорил ему Алеша Попович млад:

— Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад.

Бился ты со мною о велик заклад

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы — сметы нет. —

Оглянется Тугарин назад себя —

В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.”

Обманом победил Алеша Тугарина, и стал Владимир Алеше кланяться...

Так поступал Владимир и князья да бояре... Гнули головы перед каждым, кто оказывался победителем...

Негоже то было для духа Русского! Ибо система правления на Руси была не Славянской, но готской, варягской(...)

{ 

Глава шестая

Святогор и тяга земная

 

“Снарядился Святогор во чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой померяться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого бремени.

Вот и говорит Святогор:

“Кабы я тяги нашел,

Так я бы всю землю поднял”.”

Гордыня от силы... Вызов Матери — сырой землице...

Вызов Воле Небесной. 

“Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

Берет погонялку, нащупает сумочку — она не скрянется,

Двинет перстом ее — не сворохнется, 

Хватит с коня рукою — не подымется.”

 Так действует Закон: вызвал Силу — она явилась!

 ““Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Не скрянется, не сворохнется, не подымется.”

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен —

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.”

 Пошел Святогор на спор с Землей, а Она, Матушка, в обиду себя не дала... Гордыня — к Смерти.

{ 

Глава седьмая

Вольга и Микула Селянинович

 

“Услыхали во чистом поле оратая,

Как орет в поле оратай, посвистывает,

Сошка у оратая поскрипывает,

Омешики по камешкам почиркивают.”

 Оратай — орат — ор — ТАРО...

{

 

Ставр Годинович

 

Пиры княжеские...

Пиршества да хвастовства...

“Все на пиру наедалися,

Все на честном напивалися,

Все на пиру порасхвастались:

Иной хвалится добрым конем,

Иной хвалится шелковым портом,

Иной хвалится селами со приселками,

иной хвалится городами с пригородками,

Иной хвалится родной матушкой,

А безумный хвастает молодой женой!”

{

 

Садко

 

“Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися,

Похвальбами все похалялися.

Иной хвастает бесчестной золотой казной,

Другой хвастает силой-удачей молодецкою,

Который хвастает добрым конем,

Который хвастает славным отчеством.

Славным отчеством, молодым молодчеством,

Умный хвастает старым батюшком,

Безумный хвастает молодой женой.”

 

Власть и Сила — Меч.

Богатство — Гривна, Пантакль, Деньга.

Слава отчества — Чаша.

Почитание же старших — Посох, а любовь и верность жене молодой — Змея, Посох обвивающая..

На то и Иван-дурак, чтобы от Силы, Власти да Славы отказаться в пользу Любви-Любавушки!

За Силу — Святогор Землей был умерщвлен... За Богатство пострадал Садко (не давая дани Богам...). Во Славе от гордыни пострадал Богуслаев Василий, о камень убившись...

Иван-же дурак долго живет, ибо не стремится ни к Славе, ни к Власти, ни к Богатству. Таким был Илья Муромец, крестьянский сын...

 

И еще: явление Садку седого старца, Деда.

“Обернулся, глядит Садко новгородский:

Ажно стоит старик седатый.”

Старик седатый... Подсказавший Садко способ освобождения из плена Царя Подводного, а далее наказывает построить хоромину Миколе Можайскому...

{

 

Вывод из Былин:

1) Киев и княжение Владимира — стольность, где правили чиновники княжеской власти, живя за счет даров и податей, подчиняясь сильному чужеземцу и материальными ценностями покрывая Святую Правду Славянскую (иногда недостойно).

2) Автор(ы) былин пытались явно смягчить презрение к княжеской власти, но тем не менее показали ее истинную сущность:

а) Не зовут на пир победителя Илью, а сажают его в погреб.

б) Обман Добрыни и попытка отдачи его жены Алеше Поповичу.

в) Владимир не держит слова Соловью Будимировичу, пытаясь отдать его нареченую Давыду Попову.

г) Обманывает Владимир и Ставра Годиновича, упрятав его в погреб...

3) Но... Как бы ни ухищрялись князья да бояре, народ всегда выходил победителем...

Оратай-оратаюшко всегда был победителем. Иван-простак был непобедимым...

4) Можно также полагать, что автор(ы) был(и) явно христианами, ибо все же служил(и) при дворе и писали былины для “верхов”.

Истинные же Сказатели — не писали, но сказывали сказки. Скажу прямо — сказки ПРАВДИВЫ и ИСТИННЫ.

{